Из Ленинграда до Мурманска за четыре месяца | Блог Виктора Потапова add share buttons

Практика

И вот закончился четвертый курс. Мы успешно сдали сессию. И впереди нас ждала практика. Практика – это четыре месяца вне стен училища. Это море, пароход, заграница! Практика нужна нам чтобы наплавать ценз для получения диплома радиооператора второго класса, ну и получить практическое подкрепление своим знаниям, полученным за время обучения. Всё готово. Паспорт моряка на руках. Виза открыта.

В Архангельск

Я, и еще человек 10-15, точно не помню, должны были практиковаться в Северном Морском Пароходстве. А для этого нужно было ехать в город Архангельск. Выдали нам сухой паек, дали нашей группе сопровождающих, и поехали мы на Финляндский вокзал садится на поезд.

Ну а мы, четыре товарища, затарились поконкретнее. Был у нас большой портфель. Знаете были такие пузатые. Так вот набили мы его портвейном сколько влезло. Поезд был пассажирский, ехал медленно. Сели на поезд, разместились в одном купе. Ну не купе, а отделение на четыре человека в плацкарте, вагон то был у нас плацкартный. Ехать было где-то около суток, ну или чуть меньше. А сели на поезд вечером. Ну нам-то было чем заняться.

Портвейна было завались, закуска тоже имелась. Прошли мы по вагону, посмотрели. У наших сопровождающих была своя компания, да и остальные товарищи курсанты разбились по купешкам со своей выпивкой. Ну что ж, неплохо, можно начинать празднование начала нашей практики.

В нашем вагоне ехали также обыкновенные гражданские люди. Выпив немного вина мы пошли общаться с пассажирами. В итого через полчаса наше купе уже было полным полно. Было весело и шумно. Начальники ехавшие с нами не обращали на нас внимания – у них была своя “свадьба”.

Всё закончилось утром больной головой и попытками вспомнить что было вчера. Еще один из парней, с которым мы познакомились в вагоне, начал распрашивать нас кого мы выбросили вчера ночью в окно. Мы было совсем приуныли, но кто-то выдвинул версию, что не кого, а что. А выбросили мы ночью в окно портфель с пустыми бутылками, так сказать избавились от улик. Посмотрели – точно, портфеля нигде нет. Настроение сразу поднялось, тем более что уже скоро и Архангельск.

Архангельск встретил нас небольшим морозцем – было начало весны по-моему апрель. Поселили нас в местном мореходном училище. И стали мы ждать когда нас распределят по судам. Были мы предоставлены сами себе, особенно никто нас не контролировал. Пошли погулять и посмотреть город. Мне он показался немного унылым. Может погода подействовала таким образом.

Вернулись в училище вечером. Потихоньку стали подтягиваться остальные наши ребята. Многие были в изрядном подпитии. Ну, что ж, свобода… Поселили нас в комнате, напоминающую казарму – было много коек, наверное штук двадцать. И вот сидим мы на койках, делимся впечатлениями. И откуда не возьмись заходит дежурный офицер, местный, ихний, ихнего училища, не наш. Не помню что он от нас хотел. То ли проверку хотел устроить, то ли чтобы мы выключили свет и ложились спать. Но на него никто не обращал внимания и его это взбесило. Что-то он кричал. В итоге ему сказали куда он должен идти и даже показали направление. Кого он хотел строить? Нас, с пятью лычками на рукаве. Какая наглость!

Вышел скандал. Дошло до нашего училища до начальства. Это мы узнали потом. Ну нам то что. Сейчас рассосёмся по пароходам, а через четыре месяца все об этом забудут. Пацаны потихоньку начали рассасываться по судам. Отправляли по два человека на пароход. Прошло несколько дней. Всех уже распределили по пароходам, остались три человека- я, Серега Шевченко и Сергей Богданов. И что? Когда мы? И куда?

В итоге и нам досталось судно – т/х Восток-5″-лесовоз. И приходит он куда как вы думаете? В Ленинград! Нам предстояло ехать назад. Но весь ужас в том, что нужно было идти в училище, и с нас могли бы спросить за тот случай в местной мореходке, хотя, по большому счету мы были ни причем.

Назад, в будущее. Ленинград.

Обратно пришлось лететь на самолете. Не знаю почему, наверное на поезде могли не успеть. Летел я первый раз. Не скажу что полет меня впечатлил. Всё казалось как-то не по-настоящему. Больше всего меня поразило, что два часа и мы уже в городе из которого ехали на поезде почти сутки. Самолет был ТУ-134. Самый лучший самолет после ТУ-104.

В общем проскочили мы и в Ленинграде. В училище побывали так, что нас никто и не видел. Поехали в порт и.. вот он красавец пароход. Если честно сказать не такой уж и красавец. Я представлял себе что-то более большое и грандиозное. Судно стояло на рейде и нам пришлось подождать какое-то время пока его не поставили к причалу.

Экипаж принял нас радушно. Устроились нормально. Из радио персонала на судне был начальник радиостанции и радиооператор. Вахта была не круглосуточная. Сначала неизвестно было куда пойдем. То ли Джидда, то ли еще куда. Судно было загружено досками. Доски в трюмах, доски на палубе. В итоге портом нашего назначения стала Александрия. Это Египет.

Заграница нам поможет!

Вышли из порта. Пройдя некоторое расстояние судно стало на якорь. Мы думали что что-то случилось. Но в итоге оказалось, что экипаж решил половить треску и остановились мы на банке. Рыбалка оказалась удачной. Видно не в первый раз здесь рыбачат. Ну что ж, дополнительное питание нам не помешает!

Практика улов
Серега Богданов с треской

Ну а дальше Финский залив, Каттегат, Скаггерак, Северное море, Ла-Манш, Атлантический океан, Гибралтар, Средиземное море. В Средиземном море жара. Матросы убрали один пакет досок, который посередине на палубе, застелили дырку брезентом и заполнили забортной водой. Получился неплохой бассейн. Не очень большой правда, но ничего – пойдет! Сауна, а потом бассейн – кайф! Море было спокойное, погода солнечная. Курорт!

Не забывали мы практиковаться и по специальности. Сначала слушали и смотрели как работает наш радиооператор. Потом и нам дали немного поработать. Правда, небольшая сложность была в том, что радиостанции были иностранные, но поднатужив извилины мы справились. Потихоньку вошли в курс и стали понимать как и что к чему.

Выйдя ночью на палубу мы с пацанами были поражены тем как светится море. Судно резало воду форштевнем и по бортам шли буруны, которые светились голубым светом. Это было так необычно. Потом нам объяснили, что это светится планктон под влиянием механического на него воздействия.

Александрия встретила нас хорошей погодой. В порт мы не пошли, а поставили нас на рейде. Вдали виднелся город. Разгружали пакеты на баржи подходящие с берега. Баржи были небольшие и поэтому было несколько заходов. С берега кроме барж к нам устремились небольшие лодки в которых сидел один или несколько человек. Они подходили к борту и на ломаном языке просили что-то поменять на что-то. У нас менять было нечего, поэтому это нас мало интересовало. На берег никто из экипажа так и не попал.

Ну вот, часть груза отгружена, идем дальше. А дальше нас ждал Ливан, а точнее Бейрут. В Бейруте нас поставили к причалу. Но на берег никого не пустили. Обстановка в Ливане с каждым днем становилась всё сложнее. По причалу ходили люди с автоматами. На небольших холмах росли знаменитые ливанские кедры. Но мне показалась природа скудной. Может быть это субъективное мнение с борта корабля. Чуть позднее, в начале июня, началась война Ливана с Израилем.

Весь груз выгружен, трюма пустые. Куда пойдем было неизвестно до последнего времени. Но незадолго до выхода радист принял радиограмму идти в Батуми. Ну что ж Батуми-так Батуми!

Батуми – город нашенский!

Дарданеллы, Босфор, знаменитый мост в Турции. Проходим Босфор. По берегам турецкий берег.

Босфор
Мост через Босфор
Турция
Не нужен нам берег турецкий

И вот Черное море. До боли родное. Но капитан по трансляции предупредил нас, что хоть Грузия и наша родная республика, но народ там коварный и нам нужно быть осторожнее. Это было для нас новостью. Как в нашем родном Советском Союзе может быть для нас опасно?

Но вот и Батуми! Прошли таможенников, пограничников, закрыли границу, и вот мы в порту. А был уже или конец мая или начало июня. С погодой нам везло. Нас сопровождали солнечные дни. Отдохнем, покупаемся. Тем более что в родном порту нам не нужно никаких сопровождающих – захотел пошел на берег. Пришли мы поздно вечером, поэтому на берег можно было сойти только на следующий день. Что мы и сделали.

Родная земля! Здесь всё просто. Здесь все говорят на русском, правда и с легким грузинским акцентом. Сразу возле ворот порта нас ждали люди. Их интересовала валюта. Ну какая у практиканта валюта? То ли 26, то ли 32 копейки в сутки. Но мужики не очень-то расстроились узнав что у нас валюты нет и пригласили нас в кафешку. Угостив нас хачапури и вином, один из них поведал нам, что он местный бандит и его разыскивает милиция. А на вид не скажешь – невысокого роста, плюгавый. Но приобняв его сзади я почувствовал за поясом что- наподобие пистолета.

Шепнув Сереге Шевченко эту новость, мы решили потихоньку отваливать. Еле-еле распрощавшись, мы всё-таки ушли. Но вроде ничего-нормальные мужики. Потом было купание в штормовом море, поездка экипажем в Тбилиси (на экскурсию) на родном междугороднем Икарусе. ДТП на обратном пути. Потом в каком-то населенном пункте, куда мы приехали в ГАИ для разбора, нас местные поили водкой. Вернее не нас а Серегу Шевченко.

Тбилиси
Экскурсия в Тбилиси с помполитом
Тбилиси
У фонтана

Простояли мы в Батуми где-то около недели – ждали груз. Загрузились перлитом, который привезли на поезде из Армении. Теперь нам было интересно куда мы повезем этот камень. А впереди нас ждали два итальянских порта – это Салерно и Специя. Но вот это уже другое дело!

Страна Италия была жаркая и мучительная!

Опять Черное море-Босфор-Дарданеллы-Средиземное море. И наконец Италия! Салерно. Помните Хазанова? “Страна Италия была прекрасная, но мучительная! От неимоверной жары и бесконечной ходьбы скопом”…. ну и т.д. Прям как про нас. В зарубежных портах можно было ходить только группой. Погуляли по городу. Для нас, практикантов, всё было в новинку. Надписи на рекламе на иностранном, нерусская речь.

Вечером в кают-компанию набивалось кучу народа, в основном докеры. Все смотрели футбол. Ведь в 1982 году проходил Чемпионат Мира по футболу в Испании.Такое впечатление, все итальянцы поголовно были болельщиками. Просмотр футбольных матчей проходил не так бурно как на стадионе. Наверное потому, что они всё-таки был в гостях и соблюдали приличие.

После окончания матча в городе становилось шумно. По дорогам мотались автомобили и мотоциклы с флагами и яростно гудели клаксонами в честь победы сборной Италии. А итальянцы на том чемпионате побеждали в каждом матче. Кстати, они и стали в итоге Чемпионами Мира.

Ездили на экскурсию в Неаполь. Почему-то без помполита. Группа матросов и мы три практиканта. Первым делом зашли в магазин прикупить винишка. Мы были поражены обилием! Купив несколько бутылок сухого вина матросы нашего судна повели нас на автобус. Купив билеты и сев в автобус мы сразу приступили к дегустации напитков. Другие пассажиры-итальянцы постоянно оглядывались на нас. Наверное у них было не принято распивать спиртные напитки в общественном месте.

Благополучно доехав до Неаполя мы приступили к своему делу. В Неаполь поехали неспроста. Экипаж был в Италии не первый раз и уже успел посмотреть всё по нескольку раз. А поехали для того, чтобы затариться шмотками в магазине для русских моряков. Мы тоже со своими копейками, вернее лирами (выдали нам местных денег из суммы нами заработанной валюты) решили тоже кое-что приобрести. Так как наш заработок составлял сумму в два раза меньшую чем получал матрос, то на многое мы не расчитывали. Интересовали нас джинсы.

Нашли квартал с магазинами для русских моряков, которые больше напоминали обыкновенные лавки. Продавцы в основном говорили на русском, поэтому объяснить чего мы хотим не составило большого труда. Благополучно выбрали себе по штанам какой-то известной фирмы. Скорее всего это была подделка, которая шилась где-то там же недалеко. Но нас это мало волновало. В СССР не было тогда и таких. Настоящие синие штаны-мечта всех пацанов того времени!

Мы благополучно сели в автобус и поехали назад. Ещё раз полюбовались из окна автобуса Визувием и Помпеями. Прибыв на судно начали рассматривать и мерять свои обновки. Теперь-то мы ничем не будем отличаться от остальных членов экипажа.

После Салерно была Специя, потом Барселона.

Испания, Франция, Голландия.

Барселона – это уже Испания, кто не знает. Барселона очень впечатлила. В порту стояло еще несколько советских судов, поэтому то там, то там была слышна русская речь. Здесь же мы пополнили продовольственные запасы. Тогда то я в первый раз попробовал иностранную пластмассовую колбасу твердого копчения, которая сейчас у нас в каждом магазине.

Потом была Франция – Сен-Мало. Это город на берегу пролива Ла-Манш. Поразил нас порт. Это была система шлюзов. Во время прилива суда заходят в порт. Шлюз закрывается. Потом, во время отлива вода в порту находится на том же уровне. А за шлюзом отмель. Яхты, которые во время прилива нормально держатся на воде, во время отлива лежат на боку. Я имею ввиду обыкновенные маленькие яхты как в яхтклубах, а не как у Абрамовича. Яхт было много. Почти весь берег усеян ими.

А еще на берегу возле порта стояла большая красивая крепость. И по вечерам оттуда лилась очаровательная музыка. Всё это завораживало! Разгрузив последний перлит мы пошли дальше. Следующим портом нашего назначения бы Роттердам. За всё время нашего плавания погода была хорошая. Ни разу не было сильного волнения, тем более шторма. Может быть чуть-чуть, когда проходили Босфор. Так что я даже не мог узнать подвержен я морской болезни или нет. Это мне предстояло узнать позднее, после окончания училища и работы на судах рыбопромыслового флота.

В Роттердаме на предстояло грузиться трубами большого диаметра. Простояли на погрузке недолго. В город сходить успели только раз. Но и этого хватило чтобы осмотреть достопримечательности. Всё это было непохоже на то что мы видели в СССР. Эх заграница! Уже хотелось и домой. Идем в Мурманск! Ура!

Скоро Союз!

Поехали! И снова море. Северное море, Норвежское море, Баренцево море, и наш порт Мурманск. Выгрузили все трубы. Что дальше? Дальше нам предстояло идти в Игарку грузиться досками. Ну что ж, Игарка так Игарка. Одно плохо – не будет нам капать валюта. Ну да ладно! Когда ещё побываю в Игарке. Я мало представлял где она находится. Знал, что где-то на севере.

В Игарку сквозь льды.

Было лето, поэтому СевМорПуть был открыт. И всё равно шли с ледоколом. Хотя и наше судно было ледового класса. Путь до Игарки это Баренцево море, Карское море, река Енисей. Когда дошли до первых льдов стали ждать ледокол. Неподалеку слева, справа, впереди стояли ещё суда. Вот вдалеке появился ледокол – махина с черным корпусом и красной надстройкой. Названия не помню. придумывать не буду.

Ледокол прошел вперед, суда стали за ним в караван. Ледовые поля сменялись более мене чистой водой. в которой местами плавали небольшие куски льдов. Когда шли через плотный лед корпус судна подрагивал от кусков льда проходящих по его бортам. Также слышался скрежет корпуса о лёд. Скорость была небольшой, поэтому переход длился около недели. Живности, кроме белого медведя шедшего вдалеке по льду не встречали. Понаблюдали за ним в бинокль, но он увидев наш караван поспешил удалиться вдаль.

Наконец-то льды закончились, караван пошел дальше, а мы дав ему прощальный гудок вошли в устье Енисея. Енисей очень большая, длинная и полноводная река. Самая большая река России одна из самых больших рек мира. Длина его порядка 3500 км. От устья Енисея до Игарки около 350 морских миль. Это около суток ходу нашего судна. Когда зашли уже в устье Енисея я даже не понял, что мы уже в реке – такая она широкая. Представляете ширину и глубину реки, если по ней могут ходить океанские суда! Это наш Север!

Вдали виднелся берег с признаками редкой растительности в виде кустарника. Стали на якорь. На моторках к нам сталь приближаться местные жители. Начался обмен наших продуктов на рыбу. Эти места богаты рыбой, поэтому местные в основном все рыбаки. Наши масло, тушенку, колбасу, яйца и другие дефицитные на севере продукты мы обменяли на рыбу. На ужин повар в тот же день поджарил осетрину. Рыба как рыба, ничего сверхестественного. Позднее, уже во время работы во Владивостоке откушивали рыбку и повкуснее.

Навстречу утренней заре по… Енисею.

Мелкий кустарник по мере продвижения вверх по течению начал сменяться хвойными деревьями, а затем по мере продвижения к Игарке и смешанным лесом. И вот завиднелась Игарка. Игарка – это город на вечной мерзлоте. Население было тогда около 18000 человек. Лес в Игарку сплавляли плотами с Ангары (Ангара впадет в Енисей), там перерабатывался и отгружался на океанские лесовозы типа нашего. Прохладная, ветреная погода начала меняться. Днем столбик термометра поднялся до плюс тридцати. После льдов и холода это было удивительно! В июле для средней полосы или для юга это нормально, но для севера! Но во время всей практики нам везло с погодой. Повезло и здесь.

Тепло – хоть купайся! Но купаться никто не решился – вода была холодная. Пока ждали погрузки на рейде матросы засобирались на берег нарезать березовых веников для бани. Ну а как же без нас. Надели спасательные жилеты, спустили мотобот и поехали на берег. После льдов и палубы походить по твердой земле – это замечательно.

Игарка
Бригада по заготовке. Трое слева-это мы

Ну что ж, придется поработать. Для разнообразия полезно Лес как лес. Чем- то напоминал лес та откуда я родом. Даже не верится что под ногами вечная мерзлота! Но всё хорошее когда-то заканчивается. Пора было назад. Ближе к вечеру прибыли на теплоход.

Загрузившись лесом мы пошли обратным курсом. Всё было то же самое, только наоборот. Устье Енисея, караван с ледоколом, Карское море, Баренцево море и… порт назначения Мурманск. Стали на рейде.

Но что самое печальное – наша практика подошла к концу. Пора было возвращаться в училище. Оформив все положенные документы, взяли билеты на самолет.

За время нашей практики мы сдружились с экипажем. Они устроили нам отходную. И мы так напровожались, что я, например, не помню как попал в самолет. Вернее до самолета всё помню – как ехали на катере на берег, потом в аэропорт. А вот как пропустили в самолет осталось загадкой. Проснулся и пришел в себя уже в самолете, где-то на полпути к Ленинграду.

Да, мы были не очень хорошими мальчиками. Ботаниками нас назвать было сложно. Но, как говориться, из песни слов не выкинешь! Из Пулково добрались до Ленинграда. Но вот и родное училище. Встречай братва просоленных морских волков!

А до окончания училища оставалось около четырех месяцев учебы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности

Top