Мой первый рейс Ловим сельдь иваси

Дорогие читатели моего блога, если, конечно, есть таковые. Хочу немного расширить статью о себе и рассказать вам историю о том, как я первый раз вышел в море на промысел из нашего города Владивостока.

Хочу уточнить, что это был 1983 год и наш Союз был ещё в полном здравии со всеми его традициями и нюансами.

Был это СРТМ “Арлюк” ( средний рыболовный траулер с возможностью заморозки продукции).
Но до этого был другоЙ СРТМ — “Пограничник Бильдушкинов”, и на нём была одна неприятная история. СРТМ стоял у причала и направили меня на него стажером с последующим выходом в рейс вторым радистом. Шёл он в патруль (это патрулировать нашу рыболовную зону от браконьеров с последующим заходом в Северную Корею).

Ну а Корея это значит заграница и валюта в заработке). Хотя тогда ходила пословица: “Курица не птица — Корея не заграница”. Ну а пойти и заработать валюту, тогда, в Союзе — это было “Супер!”.

Ну и вдруг до меня доходят слухи, что в рейс вместо меня пойдёт другой человек, наверное “блатной”. После некоторой борьбы за справедливость, я как-то выпив с друзьями, пришёл на СРТМ и высказал всё, не стесняясь в выражениях.

На следующий день в отделе кадров попросился на другой СРТМ. Просьбу мою удовлетворили. Так я попал на ”Арлюк”.
Выходить на промысел мы должны были на следующий день, так что мне крупно повезло — не надо было долго ждать на берегу.

Я даже не успел познакомиться со всеми членами экипажа -только с начальником радиостанции и акустиком, так как начальник радиостанции был непосредственный руководитель моей стажировки, ну а акустик — коллега.

Экипаж пить водку начал ещё до отхода. Причем пили все. Я был в шоке! Я не скажу, что я ангел, но такого я ещё не видел!

С помощью буксира нас вывели из порта. А стояли мы в бухте Диомид.
Кое-как добрались до рейда и бросили якорь. Капитана на мостик заносят на руках. Он во невменяемом состоянии. И весь экипаж не лучше. Трезвый на судне только я!

Спрашиваю у начальника радиостанции “как пойдём-то?”. На что он ответил, что пару суток отстоимся на рейде, оклемаемся и в путь. Я просто офигевал. Особенно после практике на т/х ”Восток-5”. Я переживал, что эти пьяные невменяемые люди утопят пароход, тем более, что судно выглядело, ну мягко сказать не ахти — всё обшарпанное и ржавое.

Но нет, через пару суток мы снялись с рейда и вышли в Японское море. Я не помню сколько времени мы шли в район промысла, но по — моему не более суток.

Ну вот мы в экспедиции. Погода солнечная, море спокойное. Вокруг силуэты добывающих судов и пара рыбообрабатывающих плавбаз.
А ловить мы пришли сельдь иваси. Как ловили селедку и селедку иваси в то время я рассказывал в другой статье.

Ну, что, нужно ловить рыбу! А как? Капитан первый раз на промысле иваси, и как я понял, представлял как искать, как делать замёт представлял только теоретически. Ну может практиковался где-то, я не знаю.
Ну зато акустик был опытный.
Нашли косяк, начали его преследовать и делать замёт.

Окольцовываем, мотобот, лебёдки, стягиваем — всё как положено. Подтягиваем дель к судну, а там балалайка. И так несколько дней. Ну может что-то ловили, но так мало, что это не стоило принимать во внимание.

Ну а что я? Мне было всё равно -ловим мы или нет. Ну не совсем всё равно. Конечно было интересно поймать много рыбы. Ну, там сдача, мотоботы туда-сюда. Да и за экипаж я переживал, ведь чем больше люди поймают — тем больше заработают. Ну а я находился на окладе и к заработку от количества пойманной рыбы я не имел отношения.

Я занимался своей подготовкой к дальнейшей самостоятельной работе. Научился настраивать радиопередатчик. А передатчик на СРТМе стоял “Барк”.
Особенность его состояла в том, что выходной контур нужно было настраивать вручную. Но ничего невозможного нет! Я научился настраивать этот передатчик.

ловим иваси
Барк

Из приемного оборудования стоял радиоприемник “Волна-К” и коротковолновый радиоприемник “Р-250”. “Волну” использовали для связи в экспедиции, а “Р-250” для связи с радиоцентром. Были ещё УКВ радиостанции для местной связи с мотоботом. Ну и в ходовой рубке стояли УКВ радиостанции для связи с береговой службой, когда судно находится недалеко от берега.

ловим иваси в японском иоре
Р-250
Как ловить иваси
Волна-К

Эти приемники мы изучали в училище и я мог настраивать их без труда.
И началась моя практика и первый самостоятельный сеанс связи.
И спасибо моему начальнику, что заставил меня преодолеть свой страх и начать работать. Благодаря этому я обогнал своих однокурсников, которые стажировались здесь же в экспедиции на других добывающих судах.

Началась однообразная жизнь и работа на добывающем судне.
Но нормальный замёт сделать не можем. Или вообще пустой или рыбы так мало, что и говорить не о чем. Матросы начали роптать. Кто виноват? Акустик? Капитан? Что делать дальше? Никому не хочется возвращаться домой без заработка!

Акустик говорит, что уже подсказывает капитану как надо, но тот черт упёртый.
А здесь ещё непогода разыгралась. Хоть и небольшой, но шторм. А в шторм замёт не сделаешь.

Как ловят селедку
Штормуем

И начало нас болтать. Раньше я думал, что в шторм будет меня мутить (в детстве не мог кататься на каруселях — выворачивало). Но нет, с удивлением узнал, что качка на меня воздействия не оказывает. Всё бы ничего, вот только отдыхать совершенно невозможно! По крайней мере, у меня это получалось с трудом. Койка была расположена вдоль судна и при бортовой качке я катался от стенки к перегородке. Уснуть в такой ситуации было проблематично.

Но всё заканчивается! Закончился и шторм, а с ним и сильная качка. И мы опять приступили к промыслу. Более или менее всё наладилось. Замёты стали нормальные. Рыбы стали ловить больше. Вроде всё началось устаканиваться, но иваси начала скатываться на юг. Промысел этой сардины начал подходить к концу и мы были вынуждены паковать свои снасти и идти домой — в свой родной порт приписки Владивосток.

Владивосток
Владик

Работали мы в Японском море и поэтому идти домой было недолго. И вот после двух месяцев отсутствия мы снова во Владивостоке. На берегу наше судно встречали родственники и друзья членов экипажа. Меня встречать было некому, так как во Владивостоке я ещё не успел обзавестись родственниками. Ну а друзья обитали в знакомом для меня месте.

Вы не представляете как хорошо снова ощущать твердую почву под ногами! Вот и закончился мой первый рейс, правда ещё несамостоятельный.
Удивительное ощущение после двух месяцев нахождения на зыбкой палубе и физически пассивной жизни на судне! Трудно и непривычно было ходить по городским улицам — болели ноги с непривычки. И ещё страх перед автомобилями — боялся переходить дорогу. Но берег есть берег и во всем свои прелести.

Имена и фамилии я не называю по известной причине. Вот и всё что я хотел вам рассказать сегодня. Всем доброго здравия!

До встречи на просторах интернета!

Если вам понравилась статья можете поделиться в социальных сетях. Кнопочки ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Top